Посетители Художественного музея KUMU смогут до 4 августа посетить выставку «Соц-арт и мода. Концептуальная одежда из Восточной Европы», наиболее популярной частью которой является грандиозная инсталляция «77 ситцев» Марит Илисон. Произведение, разработанное специально для выставки KUMU, собирает воспоминания о кренгольмских узорах и o ситцевых халатах всех жителей Эстонии. Все желающие смогут поделиться воспоминаниями, сделав запись в книге на выставке.
Тщательно работая с Кренгольмскими коллекциями Нарвского музея, оцифровывая узоры и заново печатая ткани, Марит Илисон создала посвящённое моде концептуальное произведение, которое заполняет весь выставочный зал KUMU, и останется единым целым и после закрытия выставки. Первоначальным импульсом к созданию выставки у Илисон, разрабатывавющей тематику ностальгии и воспоминаний, стали личные воспоминания о жарких летних днях в поту в конце 1980-х: она сидела на коленях у одетой в ситцевый халат бабушки, заготавливающей сено. Интерактивность и потенциал этой работы в активации ностальгии и актуализации воспоминаний, стали явными уже в процессе ее завершения, когда почти все, кто были в контакте с узорчатыми тканями и халатами, автоматически начинали делиться своими воспоминаниями. «Часть нашей прошлой общей памяти и повседневных дел, достойные освещения, словно хлынули на нас», ‒ говорит художник.
В июле, в последний выставочный месяц, Илисон приглашает всех желающих поделиться своими воспоминаниями о кренгольмских узорах и o ситцевых халатах в книге, находящейся в читальном уголке выставки. «На выставку можно прийти с родителями, бабушками, дедушками, чтобы услышать их истории, которые обычно не рассказывают», ‒ комментирует Илисон. Художницу интересуют всевозможные осколки воспоминаний, ‒ даже самые незначительные, связанные с самими узорами, а также с тем, каково было работать в халатах: «Например, у ситцевых халатов были хорошие большие карманы, в которых хранились детские пустышки, а нижние пуговицы зачастую просто отрывались, стоило только сесть. Или же в широком смысле: что означал халат, как повседневная одежда, для советской женщины ‒ может быть, наоборот, он вызывалотвращение». Впоследствии все воспоминания будут переданы в архив Эстонского национального музея, поскольку, как убеждена куратор выставки Лийса Кальюла, «цветастые халаты как рабочая одежда ‒ это уникальное явление социалистических стран, и их значение историки моды еще долго будут осмысливать».

Марит Илисон. 77 ситцев. 2019. Инсталляция. С разрешения художника. Фото: Станислав Степашко
Комментарии недоступны